Капустина Наталья Николаевна

Рабочая программа по дополнительному образованию "Вокально-хоровое пение"

Содержание

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.2.Актуальность и педагогическая целесообразность Программы

1.3.Основные цели и задачи реализации программы по дополнительному образованию

2.Содержательный раздел

2.1.Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей от 5 до 7 лет

  2.2. Приемы обучения вокально-хоровому пению

  2.3. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата

  2.4. Структура занятий Программы по дополнительному образованию

  2.5 Формы и методы по реализации основных задач Программы

3.Организационный раздел

  3.1 Учебно-тематический план работы по дополнительному образованию

  3.2. Перспективный план работы по дополнительному образованию

  3.3. Диагностика музыкальных способностей детей старшего дошкольного  возраста

4. Программно-методическое и информационное обеспечение

 

5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целевой раздел

1.1Пояснительная записка

 

Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе.

Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей.

Кроме того, музыка развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и сказки.

Музыка, музыкальная деятельность детей в детском саду – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях.

Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности дошкольников, позволяющая каждому ребенку найти свое место независимо от уровня музыкальных способностей. Роль малыша может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.

Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Программа «Вокально-хоровое пение» направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области пения, на художественно-эстетическое воспитание, духовно-нравственное развитие детей.

Программа разработана на основе методического пособия

М.Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду»; игровой методики обучения детей пению О.В. Кацер, а также с учетом федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования.

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, без отбора по наличию музыкальных и голосовых данных, развитости и качеству речи.

1.2. Актуальность

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Педагогическая целесообразность

Эффективным для музыкальногоразвития детей является формирование вокальных навыков в игровой форме, что позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

1.3.Цель: развивать музыкально - творческую личность ребенка посредством приобщения к вокально-хоровому пению. Формировать коммуникативные умения и навыки.

Задачи:

- развить вокально-интонационные навыки;

- сформировать начальные навыки сценического поведения;

- углубить знания и опыт детей в области «музыка»;

- научить согласовывать свои действия с другими детьми;

- применять методы и формы работы, направленные на удовлетворение

потребности ребенка в самовыражении;

- воспитать уважение к творчеству и труду детей и взрослых.

Программа «Вокально-хоровое пение» рассчитана для детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации 1 год. Предполагается 36 занятий в год. Занятия проводятся с сентября по май, один раз в неделю во второй половине дня с группой детей 20 человек.

Продолжительность занятия 20 – 30 минут.

Содержательный раздел

 

2.1. Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности.

Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки ми - фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Особенности слуха и голоса детей 6-7 лет

У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально-слуховая координация.

В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

- песни хором в унисон;

- хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.);

- при включении в хор солистов;

- пение под фонограмму;

- пение по нотам.

 

2.2. Артикуляция

 

В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.

Навык артикуляции включает:

- выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

- постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

- умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

- умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

 

К слуховым навыкам можно отнести:

- слуховой самоконтроль;

- слуховое внимание;

- дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

- представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

 

Навык эмоционально-выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни).

Он достигается:

- выразительностью мимики лица;

- выражением глаз;

- выразительностью движения и жестов;

- тембровой окраской голоса:

- динамическими оттенками и особенностью фразировки;

- наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

 

2.3.Певческое дыхание

Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

- короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

- опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

- спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

 

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

- не очень сильно прикусить кончик языка;

- высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

- покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

- сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

- упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

- пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

- постукивая пальцами сделать массаж лица;

- делать нижней челюстью круговые движения вперед - вправо - назад - влево - вперед;

- сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

2.3. Структура занятия

 

1. Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза.

Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть.

Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть.

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

2.4. Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);

- работа над вокальными и хоровыми навыками;

- проверка знаний у детей усвоения песни.

 

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

- споем песню с полузакрытым ртом;

- слоговое пение («ля», «бом» и др.);

- хорошо выговаривать согласные в конце слова;

- произношение слов шепотом в ритме песни;

- выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;

- настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

- задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

- обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

- использовать элементы дирижирования;

- пение без сопровождения;

- зрительная, моторная наглядность.

 

3. Приемы звуковедения:

- выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

- образные упражнения;

- вопросы;

- оценка качества исполнение песни.

Организационный раздел

 

3.1. Учебно-тематический план работы «Веселые нотки»

Вид деятельности

Программные задачи

Содержание

занятия

Музыкальный репертуар

Кол-во занятий

Распевание

Расширять диапазон детского голоса.
Учить распределять дыхание при пении протяжных фраз.

Упражнения для развития музыкального слуха и голоса.

Система упражнений Т.Орловой.
«Три синички», «Серая коза», «Белка», «Зима», «Шутка-прибаутка»

36

Разучивание и исполнение новых песен

Учить чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1-ре 2.
Учить петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией.
Петь с музыкальным сопровождением и без него.
Учить передавать эмоциональное

настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка.

Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста.
Пение по фразам, на гласные, слоги, по руке (кулачок - ладошка)

«С нами друг»

Г. Струве, «Гномики» К. Костина, «Почемучки» Л.Туркина, «Я рисую море» Н.Тимофеева,

«Кэти и Петя» О.Поляковой, «Мурлыка» А.Морозова, «Зелёные ботинки»

С.Гаврилова.

36

Музыкальная грамота

Познакомить с основными средствами выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, сопровождение)
Дать понятия «хор», «солист»

Разучиваемые произведения

36

Ритмические и рече - ритмические игры и упражнения.

Тренировать чувство метро – ритма, ритмический слух.

Картотека игр и упражнений.

36

Исполнение знакомых песен

Закреплять навыки выразительного исполнения.
Исполнять песню слаженно, в одном темпе, отчётливо произносить слова, чисто интонировать мелодию, брать дыхание по музыкальным фразам, точно воспроизводить ритмический рисунок.

Пение подгруппой и индивидуально.
Пение с движением, инсценирование песен.

«С нами друг»

Г. Струве, «Гномики» К. Костина, «Почемучки» Л.Туркина, «Я рисую море» Н.Тимофеева,

«Кэти и Петя» О.Поляковой, «Мурлыка» А.Морозова, «Зелёные ботинки»

С.Гаврилова.

36

 

3.2.Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

 

 

 № п/п

Тема

Количество занятий

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Всего

1.

 

2.

 

3.

4

5.

6.

 

7.

8.

9.

Беседа о музыке, о музыкальных инструментах.

Знакомство с симфоническим

оркестром.

Понятие о высоких и низких звуках.

Знакомство с нотным станом.

Песенно-игровое творчество.

Обучение игре на музыкальных инструментах.

Разучивание песен.

Концерт.

Контрольные занятия.

1

 

1

 

1

1

2

4

7

---

1

1

 

---

 

1

1

2

2

10

1

---

2

 

1

 

2

2

4

6

17

1

1

Итого:

18

18

36

 

Содержание дополнительной образовательной программы

 

Беседа о музыке, о музыкальных инструментах

Различать музыкальные инструменты по тембру. Дать детям понятие, что такое вокальная и инструментальная музыка, о выразительных средствах ее передачи. Используется беседа, рассматривание музыкальных инструментов.

Знакомство с симфоническим оркестром

Прослушивание аудиокассеты с записями музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Понятие о высоких и низких звуках 

Нетрадиционное занятие «Путешествие в сказочную страну».

Песенно-игровое творчество

Музыкально-дидактические игры.

Обучение игре на музыкальных инструментах

Использовать ознакомление, восприятие музыкальных произведений для игры.

Музыкальный репертуар:

«Смелый пилот» - муз. Е. Тиличеевой

«Василек» - рус. нар. мелодия.

«Во поле береза стояла» - рус. нар. песня.

«Во саду ли в огороде» - рус. нар. песня.

«Дождик – озорник» - муз. Н. Зарецкой.

«Урожай собирай» - муз. А. Филиппенко.

«Пестрый колпачок» - муз. Г. Струве.

«Старинная французская песенка» - муз. П.И. Чайковского.

«Детская песенка» - муз. Ноффата.

«Вечер настал» - муз. У. Гаджибекова.

Разучивание песен

Поэтапное разучивание:

- 1-й этап – восприятие, разучивание;

- 2-й этап – осваивание навыков звукообразования;

- 3-й этап – повторение песни.

Музыкальный репертуар:

«Осенняя песенка» - муз. Д. Васильев – Буглай.

«Песенка о гамме» - муз. Г. Струве

«Колыбельная медведицы» - муз. Е. Крылатова.

«Пестрый колпачок» - муз. Г. Струве.

«Гусята» -  англ. нар. песня.

«Во кузнеце» - рус. нар. песня.

«Слон и скрипочка» - муз. О. Юдахиной.

«Песня о России» - муз. Г. Струве.

«Наследие России» - муз. И. Гомоновой.

«Песенка про жирафа» - муз. Ю. Чичкова.

«Сонная песенка» - муз. Р. Паулса.

Концерты: 

«Веселые звоночки»

«Весеннее настроение»

Контрольное занятие

Оценка уровня результативности занятия, качества реализации программы кружковой работы.

3.3.Требования к уровню достижений ребенка, посещающего кружок дополнительного образования «Веселые нотки»

Диагностика музыкальных способностей К.Тарасовой:

1. Любит петь, эмоционально передает в пении общий характер песни, смену ярких интонаций. Выразительно исполняет песню.

2. Владеет чувством музыкального ритма.

3. Владеет основами звуковедения,  интонирования, певческого дыхания.

4. Проявляет звуковысотный слух.

5. Проявляет себя в творческих песенных импровизациях.

Оценка результатов:

4 балла – Всегда самостоятельно, 3 балла – Обычно самостоятельно, иногда необходима помощь взрослого, 2 балла – Почти всегда требуется помощь взрослого, 1 балл – Часто не выполняет даже после оказания взрослым помощи.

  Уровень: 1 – низкий, 2 – средний, 3 – выше среднего, 4 – высокий.

Ожидаемый результат

Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.

Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая, и не опережая друг друга.

Программно-методическое обеспечение

 

Знакомство с музыкой, с музыкальными произведениями будет проводиться в форме беседы, рассматривание иллюстраций, детских музыкальных инструментов.

Знакомство с симфоническим оркестром будет сопровождаться аудиозаписью, музыкальной сказкой.

Понятие о высоких и низких звуках. Нетрадиционное занятие «Путешествие в сказочную страну».

Песенно-игровое творчество, используются музыкально-дидактические игры.

Разучивание песен. Поэтапное разучивание с использованием дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, использование приемов правильного звукоизвлечения, звукопроизношения.

Концерт.

Контрольные занятия будут проводиться в виде беседы.

Информационное обеспечение

Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен.

Экран для слайдов, фланелеграф -  при разучивании песен, при знакомстве детей с низкими и высокими звуками.

Мольберт -  знакомство с нотами, звуками.

Комплекс дыхательной гимнастики  -  при работе над песней.

Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться.

Комплекс точечного массажа используется для профилактики расстройств голоса и заболеваний верхних дыхательных путей.

Программы, сценарии концертов.

Сборники песен, попевок.

CD-диски, флеш-носители, видеопроектор, фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.

Ноутбук - презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.

Список литературы:

1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

3. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», Санкт - Петербург, 2010г.

4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010г.

5. Кацер О.В., Игровая методика обучения детей пению. – С.-Петербург, «Музыкальная палитра», 2008г.

6. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.

7. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.

8. Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 1995г.

9. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.

10. Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.

11. Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г.

12. Радынова О.П. Слушаем музыку. М. Просвещение, 1990г.

13. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. Просвещение, 1984г.

14. Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.

15. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Санкт - Петербург. Лань, 1999г.

16. Тарасова К.В., Диагностика музыкальных способностей  детей дошкольного возраста: методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, - М.,  центр «Гармония», 2002г.

17. Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.

18. Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г.

14 января 2018 в 16:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.